Доступная среда
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры МДОУ "Детский сад № 111" (корпус № 1)
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры МДОУ "Детский сад № 111" (корпус № 2)
Сайт государственной программы РФ "Доступная среда"
Сведения об обеспечении возможностей
для получения образования инвалидами и лицами
с ограниченными возможностями здоровья
в МДОУ "Детский сад № 111"
На основании «Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 гола № 1309) в образовательном учреждении обеспечено создание лицам с инвалидностью и ОВЗ следующих условий доступности объекта:
1. Главный вход в здание оборудован пандусом для удобства заезда инвалидных колясок, лестница снабжена противоскользящими лентами желтого цвета, двери главного входа выделены желтым цветом – желтым кругом (ориентир для слабовидящих граждан).
2. Доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к кабинетам детского сада обеспечивается посредством предоставления им сопровождающего лица.
3. Наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации (с использованием шрифта Брайля).
4. Оказание работниками организации иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования.
5. Внутри здания имеется туалет для инвалидов, оборудованный специальными поручнями и приспособлениями.
Обеспечение условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
образовательного учреждения
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры МДОУ «Детский сад № 111», корпус № 1.
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры МДОУ «Детский сад № 111», корпус № 2.
Обеспечение безпрепятственного доступа к объекту
Ответственный по вопросам обеспечения доступности в учреждении: Овчарова Ирина Александровна, тел. (84852) 28-86-11, время работы с 8-00 до 16.30. Вы также имеете возможность предварительно сообщить о времени посещения образовательного учреждения по телефону: (84852)28-86-11 или по электронной почте yardou111@yandex.ru.
Пути движения к образовательному учреждению с остановки транспорта улица 6-ой микрорайон: пешком (внутри жилого квартала). Расстояние до объекта от остановки транспорта примерно 200 метров. Время движения (пешком) 5 минут. Перепады высоты на пути - нет, в местах пересечения пешеходных путей и транспортных коммуникаций высота бордюрного камня 4см. Специальной парковки - нет. Объект доступен частично избирательно для всех категорий инвалидов.
Наличие приспособленных помещений для образования (обеспечение доступа)
В учреждении оборудовано 12 групповых помещений. В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), игровая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной).
Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО. Для развития экологической культуры детей в каждой возрастной группе имеются центры экологического воспитания с комнатными растениями, оборудованием по уходу за растениями, календари природы. Разнообразный иллюстрированный материал – альбомы, картины по временам года, дидактические игры. В группах, в зависимости от возраста детей, имеются разнообразные виды театров, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций. В группах с 1 года до 4-х лет – уголки ряженья.
Все помещения приспособлены для воспитанников с ДЦП (наличие пандуса – главный вход в здание, ширина дверных проемов – 1,2 м, также в здании имеется туалет, оборудованный специальными поручнями и приспособлениями). Для взрослого населения - доступен кабинет заведующего, старшего воспитателя; главный вход в здание оснащен пандусом, ширина дверных проемов – 1,2 м, в здании имеется туалет, оборудованный специальными поручнями и приспособлениями.
Для воспитанников с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи, ЗПР, УО) доступны все помещения ДОУ.
Для воспитанников с нарушениями слуха и зрения – частично (услуга по присмотру и уходу).
Взрослому населению (с нарушением зрения) обеспечивается индивидуальное сопровождение посредством предоставления им сопровождающего лица.
Специальные условия
для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Обучение и воспитание детей с ОВЗ и инвалидностью
Образовательные услуги, услуги присмотра и ухода предоставляются бесплатно.
Средства обучения и воспитания: средства обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью определены «Адаптированной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Средства обучения и воспитания подразделяются на следующие виды: печатные (методическая литература и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.); аудиовизуальные (слайды, образовательные видеофильмы на цифровых носителях); наглядные, плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски); демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, игрушки); спортивное оборудование.
Наглядные пособия классифицируются на три группы: объемные пособия (муляжи, игрушки, игры и т.п.); печатные пособия (картины, плакаты, рабочие тетради) проекционный материал (видеофильмы, слайды и т.п.).
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей детей;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения и воспитания: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для всех видов детской деятельности (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, трудовой, самостоятельно-художественной деятельности, двигательной), которые способствуют развитию дошкольников.
Специально оборудованные кабинеты: музыкально-спортивный зал, групповые комнаты, кабинеты специалистов оборудованы и приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В наличии: кабинеты специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога), музыкально-спортивные залы.
Дети с инвалидностью и ОВЗ наравне со здоровыми детьми имеют возможность для дополнительного образования.
Объекты для проведения занятий: все групповые помещения для проведения занятий с воспитанниками обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом, в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ учебные зоны, объекты спорта, культуры оснащены всем необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ МДОУ.
В группах организованы специальные центры для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей, в том числе уголки уединения.
Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом.
Предметно-пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются мягкие модули и т.д. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, а по желанию сменить ее.
С направлением дополнительного образования можно познакомится в разделе сайта «Платные образовательные услуги».
Библиотека: библиотеки в учреждении нет, но воспитательно- образовательный процесс в ДОУ строится с применением современной методической и детской литературы, которая находится в методическом кабинете учреждения, групповых, кабинетах специалистов и доступна для пользования всеми участниками образовательных отношений. В каждом групповом помещении оборудованы книжные центры. Книжные издания находятся по высоте – на расстоянии вытянутой руки ребенка, что дает возможность без труда взять в руки необходимую книгу детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), кроме лиц с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата.
Смотри раздел сайта «Сведения о наличии библиотеки».
Специальные условия для питания: В детском саду организовано 4-х-разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед и уплотненный полдник с включением блюд ужина) на основании утвержденного двухнедельного меню и разработанных к нему технологических карт. Среднесуточные наборы пищевой продукции для организации питания детей соответствуют возрастным нормам, включают в себя продукты натурального происхождения, а также овощи, фрукты и соки. Потребность в пищевых веществах и энергии, технология приготовления блюд соблюдаются в соответствии с санитарными требованиями. Ежедневно в ДОУ заказываются продукты с учетом пищевой ценности, рассчитанной на одного ребенка в день. Питание для детей с ОВЗ осуществляется по тем же нормативным документам и регламентам, что и организация питания для воспитанников групп общеразвивающей направленности.
Смотри раздел сайта «Организация питания».
Специальные условия охраны здоровья: охрана здоровья детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с теми же нормативными документами и регламентами, что и охрана здоровья воспитанников групп общеразвивающей направленности. Согласно ч.2. ст.41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организация охраны здоровья (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями".
В детском саду разработана программа по здоровьесбережению «Растим здоровых малышей».
В учреждении (в обоих корпусах) имеется медицинский блок (медицинский кабинет, процедурный кабинет, массажный кабинет (только в 1 корпусе)). Оказание первой доврачебной помощи осуществляет штатная старшая медицинская сестра.
Медицинский кабинет в каждом корпусе полностью оборудован мебелью, необходимым инвентарем и медикаментами.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям: Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной образовательной программой ДОУ.
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества образовательного процесса и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления – 5 ноутбуков, 9 персональных компьютеров, все устройства имеют выход в Интернет.
Смотри раздел сайта «Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям».
Доступ к объектам спорта. В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в нашем детском саду функционируют два музыкально-спортивных зала (по одному на каждом корпусе), в которых проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. Общая площадь каждого зала – 77 кв.м. В каждом зале имеется стандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы. В наличии 4 спортивных площадки, по две на каждом корпусе. В каждой группе для воспитанников оборудованы центры двигательной активности для занятий подвижными и спортивными играми, профилактики плоскостопия.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования: развивающее игровое оборудование, дидактические игры, оборудование для развития мелкой и крупной моторики, сенсорного развития. Имеющиеся игры, игрушки, разнообразные пособия для поддержания и развития игровой, познавательной и экспериментальной деятельности располагаются в поле зрения и восприятия ребенка (по высоте – на расстоянии вытянутой руки ребенка). Это дает возможность ребенку даже с ОВЗ самостоятельно подбирать необходимые для выбранной им деятельности предметы.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ. Самостоятельный доступ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) не предусмотрен. Доступ воспитанников к ЭОР предусмотрен в рамках образовательной деятельности при непосредственном участии педагогов. Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы – не имеется.
Электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- официальный сайт Министерства Просвещения РФ
- федеральный портал "Российское образование"
- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- интернет-портал «Культура письменной речи»
Межрегиональная детско-молодежная общественная организация содействия всестороннему развитию личности, патриотическому и нравственному воспитанию детей и молодежи «Мишки» при поддержке Общественной палаты Российской Федерации запустила проект «Карта возможностей особого ребенка».
Карта возможностей особого ребенка (далее – Карта) функционирует на сайте картавозможностей.рф и содержит в себе информацию более чем о 270 учреждениях, предоставляющих свои услуги детям с особыми потребностями. Пользователи сайта без труда могут найти нужные кружки, секции, образовательные учреждения и реабилитационные центры, предоставляющие свои услуги для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), недалеко от места жительства. Есть возможность комментировать информацию об учреждениях и добавлять новые объекты на Карту.
Видеокурс «Русский жестовый язык»
Департамент общественных связей Ярославской области создал видеокурс «Русский жестовый язык», цель которого заключается в формировании лексического запаса через практическую активацию лексических единиц и развитие навыка их использования, а также взаимодействия специалистов, оказывающих услуги населению, с неслышащими гражданами. Пособие также полезно слышащим родителям неслышащих детей, студентам, воспитателям, волонтерам и иным заинтересованным лицам. Весь учебный материал сопровождается субтитрами, что позволяет использовать пособие для изучения жестового языка неслышащими людьми.
Видеокурс «Русский жестовый язык» размещен на главной странице интернет – портала «Жить-вместе»
Родительская плата за присмотр и уход за детьми-инвалидами, обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, не взимается.
Возможность обучения на дому и дистанционно – не предусмотрено.
Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат – Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - не предусмотрено.